Медицинская
реабилитация
 Социальная
реабилитация
 Психологическая
реабилитация
 Профессиональная
реабилитация
 Сексуальная
реабилитация
Танцы и секс в инвалидной коляске12+

Терминология и этикет

Color  

Size 
Чёрные буквы на салатном и белом фоне Чёрные буквы на белом фоне
Размер шрифта 8ptРазмер шрифта 13pt
Белые буквы на чёрном фоне
Размер шрифта 20pt
Жёлтые буквы на синем фоне
Размер шрифта 32pt

В Европе инвалиды – это «люди с повышенными потребностями», а в России – это «люди с ограниченными возможностями». Вот и весь менталитет. Антонина Цицулина

А у нас "Инвалид - лицо, сумевшее доказать свое право распоряжаться пособием по инвалидности"
Mucha:)

Наиболее употребительный термин – «инвалид», но мы смотрим на человека, а не на его инвалидность, и поэтому «человек с инвалидностью».

Инвалидность и реабилитация - список официальных терминов и ссылок на нормативные докУменты.

* Большая буква перед цифрой в названии ссылки - норматив содержит определение термина, маленькая буква перед цифрой в названии ссылки - норматив упоминает термин. Сомневаешься в применении термина - найди в докУменте, соответствующем тематике планируемой публикации. Подробнее о разногласиях в терминологии читай Социальный бюллетень декабрь 2015 Реабилитация инвалидов в Российской Федерации ac.gov.ru
  • инвалид (Persons with Disabilities M1, M6, M7, F1, f2, f3, f4, f6, f7, f8, f9, f10, f11, g1, g2, G3, G4, disabled persons g5)
  • инвалиды с детства (f2, f7, f9) дети-инвалиды (children with disabilities m1, f1, f2, f4, f5, f7, f9, f11, g5) дети-инвалиды и их родители (f7) граждане имеющие детей-инвалидов (f1) семья имеющая в своем составе инвалидов (f1) семьи имеющие детей-инвалидов (f1, f11) инвалиды и члены их семей (f11) ребенок-инвалид (f1, f4, f6, f11, g1, g2, G3) женщины-инвалиды (women with disabilities m1, f11) девочки-инвалиды (girls with disabilities m1, f11) спортсмены-инвалиды (f11) зрители-инвалиды (f11) туристы-инвалиды (g4) инвалиды молодого возраста - молодые инвалиды из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования
  • инвалидность (M2, M5, f1, f2, f3, f7, f8, f11, g1, g2, G3) причины инвалидности (f1) предупреждение инвалидности (M2, M3) профилактика инвалидности (f7)
  • с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (f1, F9, f10, g1, f11) инвалидов с различными ограничениями возможностей здоровья (f11) обучающийся с ОВЗ имеющий инвалидность (g1) выпускников-инвалидов (f11) студентов из числа инвалидов (f11) сверстники не имеющие ограничений здоровья (g1) обучающиеся имеющие индивидуальные особые образовательные потребности и особенности развития (g1) ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями (G3) для людей с ограниченными физическими возможностями (for disabled people g4) для людей с ограничениями жизнедеятельности (for persons with disability g6) физически ограниченные граждане (ФОГ) пользователи кресел-колясок (wheelchair users g7) люди с ограниченной подвижностью (people restricted in their mobility g7)
  • сопровождающий инвалида (f7) ассистент (помощник) оказывающий обучающимся необходимую техническую помощь (f9) помощник (ассистент) (f11) тьютор для сопровождения лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе обучения (f11) специалист работающий с инвалидами (f1)
  • маломобильные группы населения (МГН) (f11)

В случае описания конкретных проблем разумно обратиться к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н

Стобец 1: К основным видам стойких расстройств функций организма человека (согласно "Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" base.garant.ru) относятся: Столбец 2: Термины, используемые в некоторых нормативных документах
(список пополняется регулярно)
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • с расстройствами аутистического спектра (РАС) - (f9, f11, g1, g2)
  • с интеллектуальной недостаточностью - (g1), интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени - (g2), с интеллектуальными нарушениями - (g2)
  • с когнитивными нарушениями - (f11)
  • недостатки в психологическом развитии - (f9), психодиагностика и обследование личности - (G3), психологическое консультирование - (G3), психологическая коррекция - (G3), психотерапевтическая помощь - (G3), психопрофилактическая и психологическая работа - (G3)
  • социально-психологическая услуга - (G3), социально-психологическое консультирование - (G3)
  • с задержкой психического развития (ЗПР) - (f9, g1), с психическими расстройствами - (g1), с психическими нарушениями - (f11), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии- (g1)
  • психические и соматические заболевания - (g1, g2), с соматическими заболеваними - (g1)
  • нарушения сенсорной сферы - (g2), с сенсорными эмоционально-волевыми соматическими расстройствами - (g1), с расстройствами эмоционально-волевой сферы - (g1, g2)
  • со сложными дефектами - (f9, g1), тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) - (G1, g2)
  • вспомогательные средства невербальной (неречевой) коммуникации - (G1), приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации - (g1)
  • коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений - (g1), коррекция нарушений сенсорно-перцептивной сферы - (g1), терапия нервно-психических отклонений - (g1), купирование соматических заболеваний - (g1)
  • умственно отсталые лица - (Mentally Retarded Persons m8), с различными формами умственной отсталости - (f9) (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) - (g1), обучающиеся с умственной отсталостью - (f9), с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (g1), умственная отсталость в умеренной тяжелой или глубокой степени - (g1), детский дом-интернат для умственно отсталых детей - (G3), психоневрологический интернат - (G3), социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями - (G3), умственная отсталость в умеренной тяжелой или глубокой степени (g1), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (G2), с ограниченными возможностями здоровья - (f1) (с различными формами умственной отсталости) - (f9), с умеренной тяжелой глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (g2), с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - (g2)
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • с алалией - g1, с афазией - g1, ринолалией - g1, дизартрией - g1, заиканием - g1, дислалия - g1, дислексия - g2, дискалькулия - g2,
  • имеющих общее недоразвитие речи - g1 препятствующие обучению в общеобразовательных организациях - g1,
  • с речевыми нарушениями, вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи - G6, с речевой патологией - g1, с легким недоразвитием речи обусловленным нарушением слуха - g1, с глубоким недоразвитием речи - g1, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - f9, g1, с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи - g1,
  • логопедические занятия с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия) - g1,
  • с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи - g1,
  • отсутствие общеупотребительной речи - g1, выраженный дефицит сенсорного языкового развития - g1, ярко выраженные коммуникативные барьеры препятствующие установлению речевого взаимодействия с окружающими - g1,
  • полная или частичная утрата способности общаться - g4,
  • нормально говорящие люди (g1)
нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
  • инвалид по зрению (f1, g4) с нарушением зрения (f11, g1, g2, g4,) с недостатками зрения - (g4)
  • инвалидность по зрению (f1), справка подтверждающая факт установления инвалидности по зрению - (f1)
  • слепые (f9, f11, g1, g6,) и слабовидящие (f9, f11, g1) для слепых обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением (g1) литература для слепых (f1)
  • инвалид использующий собак-проводников (f1, f11)
  • с ограниченными возможностями восприятия окружающего мира - (g4)
  • инвалид по слуху (f1, f11) с дефектами слуха - (g4) с нарушением слуха (f11, g1, g2, g4) с нарушением функций органов зрения и слуха - (g4)
  • глухие (f9, f11, g1) и слабослышащие (f9, f11, g1) глухие и тугоухие - (g6), глухие и глухонемые - (g4) позднооглохшие (f9, g1) глухие сверстники не имеющие дополнительные ограничения по возможностям здоровья (g1)
  • со слуховыми аппаратами или имплантами (g1) с кохлеарными имплантами (g1)
  • неслышащие (f11)
  • слышащие люди и имеющие нарушения слуха (g1) слышащие и нормально говорящие люди (g1) слышащие сверстники (g1)
  • инвалиды с нарушениями зрения слуха и голосообразования - (g5), испытывающие затруднения при получении необходимой информации - g4,

 

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • с поражением опорно-двигательного аппарата - (g4) нарушения функций (f11) опорно-двигательного аппарата (НОДА) (f11, g1, g2, f9)
  • нарушения со стороны двигательной сферы (g1) с двигательными нарушениями (g1) выраженные двигательные расстройства (g1) с двигательной патологией (g1) с ограниченными физическими возможностями - (G4) передвижения - (g4)
  • обусловленных недостатками в их физическом (f9) и (или) психическом развитии (g1)
  • плохо ходит (g1) с нарушениями координации (g1)
  • инвалид-колясочник - (g4) инвалиды на колясках - (g4) инвалиды на креслах-колясках - (g4 )инвалид использующий кресла-коляски (f1, f11) ребенок на коляске (g1) перемещающихся в инвалидных колясках - (g4) пользующихся для передвижения креслами-колясками или костылями - (g4) испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении - (g4)
  • с дефектами конечностей - (g5), инвалидов без ног - (g5) с нарушением функций рук и ног (f11) функции самостоятельного передвижения (f1) возможность самостоятельного передвижения (f1) утрата способности либо возможности самостоятельно передвигаться (f4) сопровождение инвалидов имеющих стойкие расстройства функции самостоятельного передвижения (f1) тяжелое поражение рук препятствующее формированию графо-моторных навыков - (g1)
  • индивидуальные особенности туристов с ограниченными физическими возможностями (физическое и психическое состояние) - (g4)
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • инвалиды по общему заболеванию - (g4), общее заболевание ограничивающее возможности путешествий и потребления - (g4)
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).  

Список составлен и обновляется для нужд редакции газеты "Здравствуйте, люди!". При цитировании ссылка на www.sexability.ru или www.invamagazine.ru обязательна.

Инвалидность и реабилитация - терминология и этикет. Дайджест СМИ

"Шляхтина Елена Васильевна ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРАХ
Специальность 10.02.19 – теория языка
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ярославль – 2009"

на страницах 18-20 читаем:

 "Одним из достижений политкорректности в англоязычных странах является защита прав инвалидов, людей с генетическими или наследственными заболеваниями; с умственными отклонениями и с физическими недостатками.

Наличие толерантного отношения к больным людям проявляется в таких эвфемизмах, как a person with AIDS; a person with Alzheimer’s disease и т.д.
Запрет всех единиц, указывающих на ущербность человека (invalid, cripple) и употребление эвфемизмов (an individual/person with disability или differently abled) отражает уважение и бережное отношение к людям с умственными и физическими недостатками. Эвфемизмы с компонентами challenged, limited, special являются одними из самых распространённых. Данные выражения подчёркивают идею равноправного участия в общественной жизни данных слоёв населения.

Особое внимание стоит обратить на часто встречаемый термин challenged в различных словосочетаниях, который представляет собой своего рода комплимент, Он исключает любую критику или даже упоминание каких-либо недостатков, подчёркивая стойкость человека в решении своих проблем.
Для наименования людей с умственными недостатками используются такие эвфемизмы, как emotionally different, mentally challenged. Наличие большого количества эвфемизмов свидетельствует о пристальном внимании к детям с различными умственными отклонениями. Самыми популярными являются special (special pupils/schools), children with learning difficulties.
Не меньше внимания уделяется людям с физическими недостатками (physically challenged). Слепых принято называть visually challenged, people with blindness. Вместо слова deaf приверженцы политкорректности предлагают выражения: visually oriented; people who are deaf.

В отличие от англоязычных культур, в российском обществе существует достаточно выраженная дискриминация людей с различными заболеваниями, умственными и физическими недостатками. Однако в настоящее время российские правозащитные организации уже предлагают единицы, которые призваны выражать уважение к больным людям: ВИЧ-положительные, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом.

В России наблюдаются определённые тенденции корректного наименования людей с физическими и умственными недостатками. В русском языке благодаря международным организациям, в том числе и ЮНЕСКО, появились рекомендации, в которых указывается, каких выражений следует избегать (неполноценный, калека), какие выражения желательно использовать (человек с ограниченными возможностями, человек с инвалидностью, люди с особыми потребностями).
Последние выражения основываются на английских политкорректных терминах (например, a person with disability), на что указывает помещение слова человек на первое место, таким образом подчёркивается важность человека, а не его недостатка.
Самыми популярными русскими эвфемизмами являются человек с умственными/физическими недостатками, которые, в некоторой степени, сравнимы с английскими эвфемизмами a physically/mentally challenged person.
Однако русские эвфемизмы за счёт слова недостаток сильно проигрывают по сравнению с английскими эвфемизмами-комплиментами.
Сюда также можно отнести такие выражения, как человек с ограниченными возможностями слуха/зрения, человек с нарушением слуха/зрения. О слепом человеке можно также сказать незрячий, имеющий проблемы со зрением; о глухом – слабослышащий, имеющий проблемы со слухом.
Для обозначения людей с умственными расстройствами используются словосочетания психически нездоровый, человек с психиатрическими проблемами.
В русском языке существует ряд эвфемизмов для обозначения детей с отставанием в развитии. Здесь всё чаще употребляются выражения особые дети или дети с особыми потребностями, которые также являются калькой популярных английских эвфемизмов, содержащих прилагательное special.
Несмотря на тенденцию использовать более корректные наименования, употребление лексемы инвалид явно преобладает как на бытовом, так и на официальном уровне над выражением люди с ограниченными возможностями и под.
Оно в целом считается приемлемым, хотя его нельзя назвать корректным. Оно может обидеть человека, потому что в прямом смысле инвалид – это человек ненормальный, недееспособный, а значит и ненужный. В этом случае в английском языке запрет на употребление слова invalid является правомерным.

Наличие новых эвфемизмов свидетельствует о том, что, с одной стороны, на русскоязычное общество повлиял английский язык со своим бережным отношением к инвалидам, с другой, создание подобных лексем говорит об их востребованности в русской культуре, о понимании, что корректный язык помогает формировать позитивный образ человека с инвалидностью.

По мнению сторонников политкорректности, современной культуре навязана идея так называемой «красоты», то есть представление о том, что люди неравны в отношении внешней притягательности, что привело к дискриминации по физическим параметрам (красота, рост, вес). Основным намерением политкорректности было научить людей проявлять чуткость по отношению к тем, кто не вписывается в так называемые «стандарты». С точки зрения политкорректности, при описании человеческой внешности и характера не следует наделять кого бы то ни было как чересчур отрицательными, так и положительными качествами. В речи избегают слов (ugly, short, fat), которые могут служить основой дискриминации людей по физическим параметрам.
Политическая корректность прибегла к помощи эвфемизмов, чтобы не обидеть тех, кто не соответствует стандартам красоты. Сторонники концепции предлагают словосочетания cosmetically different, aesthetically challenged для обозначения некрасивых людей; vertically challenged, differently statured – для описания низких или очень высоких людей. Выражения full-figured, horizontally challenged, differently sized призваны обозначить людей с избыточным весом.
Здесь необходимо отметить, что всё-таки существуют различия между эвфемизмами, которые спонтанно появляются в повседневной жизни, и эвфемизмами, изобретёнными сторонниками политкорректности в качестве альтернативы прямому наименованию. Последние отличаются большей сложностью и звучат несколько напыщенно, но одновременно они служат цели не обидеть людей, отличающихся по внешнему виду.

В русском языке, в целом, отрицательно оценивают те же физические параметры человека, что и в английском. В нём существуют ограничения на использование слов уродливый, некрасивый (особенно при описании женской внешности), коротышка, карлик. Эвфемизмы неинтересный, с невыразительной внешностью и многие другие используются для обозначения некрасивых людей.
Выражения невысокий человек или человек небольшого роста скрывают недостаток роста." Подробнее...

 

Международные организации при переводе документов на русский используют слово «инвалид». Например «Конвенция о правах инвалидов» (Convention on the Rights of Persons with Disabilities), «Права и достоинство инвалидов» (Rights and Dignity of Persons with Disabilities) 

Сложность перевода объясняется отсутствием в законодательстве ЕС прямой аналогии Российскому термину «инвалид». И наоборот…

PS Abasiophilia is a psychosexual attraction to people with impaired mobility, especially those who use orthopaedic appliances such as leg braces, orthopedic casts, or wheelchairs. The term abasiophilia was first used by John Money of the Johns Hopkins University in a paper on paraphilias in 1990.
Abasiophilia является психосексуального влечение к людям с ограниченной подвижностью, особенно тех, кто использует ортопедических приспособлений, таких как фиксаторы, ортопедические слепки, или инвалидные коляски. Термин abasiophilia был впервые использован Джон Мани из университета Джона Хопкинса в документ о парафилии в 1990 году.

PPS Инвалид может сто раз повторить "халва" и при этом не станет слаще... Много лет назад меня учили выбирать терминологию сообразно предмету и месту применения. Есть юридическая сторона вопроса. Хочешь получать пенсию по ИНВАЛИДНОСТИ - признай, что ты инвалид. Потому что именно этот термин использовал законодатель в тексте закона о пенсиях и 181 ФЗ. Есть законы об образовании, где использованы другИЕ термины. И при обсуждении обучения термин "инвалид" уже не катит. Есть медицинская сторона вопроса - тут уж политкорректности и вовсе не место. Тут место диагнозам. И есть устоявшиеся нормы языка, которые НЕ учитывать (например при разработке и продвижении сайта) - себе дороже. Попробуйте в поле по ссылке ввести любой синоним и посмотрите, насколько упадёт цифра реальных пользовательских запросов в Яндексе http://wordstat.yandex.ru/...

Почему ведущие передачи показывают постоянно жест, обозначающий плохое слово?

О терминологии и грамотном языке

  • 2017г
  • Язык и этикет: как избежать неловкости specialbank.ru
  • 2016г
  • Тест: почувствуй себя редактором takiedela.ru
  • Пособие «Уроки по пониманию инвалидности в школе» поможет педагогам работать с особыми детьми sousnko.ru
  • Урок Доброты методические рекомендации mosmetod.ru + минобрнауки.рф
  • «Человек с аутизмом» или «аутичный человек»?
    Внимание! Несмотря на позиции авторов данных текстов, помните, что любой человек имеет право на самоидентификацию и идентичность. Называйте человека именно так, как он сам предпочитает называть себя (будь то «аспи», «человек с аутизмом», «человек с синдромом Аспергера»,»аутист» и т.п.). Вне зависимости от того, обращаетесь вы к человеку прямо или говорите о нем другим людям. Называйте его так, как он называет себя.
    На данный момент полностью нейтральным термином считается только «аутичный человек», но он может быть нейтральным не для всех.
    Почему на сайте используется слово «аутист» а не «человек с аутизмом»? autismacceptancemonthru.wordpress.com
    Языковая политика. О языке «сначала идентичность» autisticforcivilrights.com
  • Что делать, если вы решили помочь незрячему? иллюстрированный лайфхак trogaet.ru, facebook.com
  • Людей с неограниченными возможностями нет mediakritika.by
  • Исследование НИСЭПИ «Динамика общественного мнения по различным аспектам проблематики инвалидности в Беларуси – 2011-2016 год» eurobelarus.info
  • Как правильно общаться с теми, у кого есть инвалидность ru.wikihow.com
  • В Главгосэкспертизе России прошел семинар по этике взаимодействия с людьми с ограниченными физическими возможностями voi.ru + gge.ru
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 688 Приморского района Санкт-Петербурга. Приказ № 31 от 03.02.2016 Программа инструктажа работников ГБОУ школы № 688 Приморского района Санкт-Петербурга по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и оказания при этом необходимой помощи inc.school688.ru
  • Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») 3 -2016 No 192/01-14 УТВЕРЖДЕНА Приказом ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи syktsu.ru
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НОВОДВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР. ИНСТРУКЦИЯ по этике общения с инвалидами. ngkc.1mcg.ru
  • В ОНФ считают, что противоречия в законодательстве мешают получению образования детям с инвалидностью. Эксперт подчеркнула, что серьезные проблемы вызывает вопрос терминологии, используемой в нормативной базе в образовании. «Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», в том числе «дети-инвалиды», имеет мало отношения к целям, задачам, содержанию работы системы образования, так как относится к категории медико-социальных. Это понятие включает в себя детей с разными нарушениями и заболеваниями, большинство из которых не имеют инвалидности (дети с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с легкой и умеренной умственной отсталостью и др.). В образовании, в отличие от здравоохранения, специальные подходы, методики, технологии направлены не на компенсацию, коррекцию «ограничений здоровья», которые являются причинами проблем, а на следствие этих причин – специфику работы, особенности развития личности в связи с теми или иными первичными нарушениями и ограничениями. В этой связи особенно важно вернуть в образование понятие «дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети-инвалиды», где инвалидность определяет норму дополнительной помощи при создании особых условий в образовательной организации, а не содержание психолого-педагогической коррекционной работы», – сказала она. onf.ru
  • Люди с инвалидностью и без: как мы общаемся facebook.com
  • Anastasija Dneprowskaja. Подскажите, обсуждается ли сейчас на различных уровнях (рабочие группы, образовательные форумы и т.д.) вопрос о разграничении понятий ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид? Например, мой ребенок-инвалид, судя по 273 ФЗ не относится к категории ребенок с ОВЗ, так как "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Недостатки в физическом развитии моего ребенка подтверждено не ПМПК, а справкой об инвалидности facebook.com
  • на фестивале "Интеграция" facebook.com
  • Мария Афанасьева: Резанул сам термин инвалид, это я вас как психолог говорю, ибо известно, что некоторые установки формируемые через слова закреплены русском языке в определенных понятиях, фиксированных в массовом сознании, например инвалид, завуалировано содержит стигматизирующие элементы, конечно, оно пришло в Россию в первой половине XVIII в. и тогда использовалось, как обозначение человека частично или полностью утратившего боеспособность и/или возможность осуществлять трудовую деятельность из-за ранения или болезни, что формировало социальную необходимость проявления государственного и/или общественного призрения ( то есть помощи, заключавшейся в уходе и материальном содержании), а так же - проявление милосердия, что изначально вроде было окрашено чем-то особо почетным и достойным уважительного внимания, позже, оно впитало много разных смыслов и спонтанно распространилось в социальной реальности в качестве медицинского и социально-медицинский термина фокусирующегося на биологической и функциональной полезности, особо режет слух людям знающим латынь, ведь invalidus в переводе с латыни значит - не имеющий силы, бесполезный, отсюда видна заложенная неосознанная негативная окраска , при чем это звучит все равно, как если бы про женщину среднего возраста за 45 лет вне гинекологического кабинета находили приемлемым сказать - женщина в постменопаузе, вроде в чем-то медицинская правда, а как-то отвратительно режет слух, ибо сводит целостность ее личности и жизненного мира до биологической полезности и функциональности, вне врачебного кабинета. Вроде подчеркивание снижения пользы и силы направлено на то, чтобы защитить социально такого человека, а оказывается, что не просто защитить, но и стигматизировать, фиксировать степени несвободы, законсервировать препятствия и ограничения, связанные с такими особенностями, увлекая человека, стигматизированного, как инвалида , в некое пространство в ином, нежели нормальное существование людей, измерении, худшем и малоценном измерении, оставляя его за скобками обычной, востребованной, социально-полезной, нормальной жизни. Отсюда все стремления интегрировать человека с особенностями физического, психического и умственного здоровья и развития в общество, как бы намекая бессознательно, что есть такое очень гомогенное монолитное общество и есть где-то под ним или над ним люди с особенностями физического, психического и умственного здоровья и развития. Английское disability по смыслу никак не инвалидность и слово handicaped никак не инвалидная стоянками по смыслу, ибо выходит, что это недочеловек и недостоянка, ибо первое слово означает "ограниченные возможности", а второе - стоянка "для удобства при ограничениях возможностей", на что обращал внимание даже Каган. Он обратил внимание и на то, что слова инвалидная коляска, колясочник и слова wheel chair - кресло на колёсах. мы бы еще заметили, что слово wheel означает и рулевые колеса, и колесо фортуны в английском языке. А это уже нечто иное , по-русски закладывает лишь стигму ( клеймо)
  • Правила этикета при общении с инвалидами nbdshi.muzkult.ru
  • Соответствие современным международным правовым актам и научным концепциям определений понятий «инвалид» и «инвалидность», закрепленных в российском законодательстве msal.ru
  • Памятка для сотрудников службы занятости (и не только!), работающих с гражданами, имеющими инвалидность: «Этикет общения специалиста с гражданами, имеющими инвалидность» gczn.khv.ru
  • Зручна пам'ятка про те, як писати про людей з інвалідністю і не дискримінувати facebook.com
  • Как говорить так, чтобы никого не обидеть? beriki.ru
  • инвалид - invalid multitran.ru, technical_translator_dictionary.academic.ru
  • 2015 г
  • В законе о дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Москве появится термин «абилитация» icmos.ru
  • Оксана Михайлова. Институт журналистики Киевского национального университета имени Т.Г.Шевченко. ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СМИ: ЖАНРОВЫЕ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ. elib.bsu.by
  • Вебинар "Когда мы все разные" (in Russian only). Вебинар от экспертов Фонда "Обнаженные сердца" прошел 17 августа. Экперты Фонда детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова доступным языком рассказали, кто такие люди с особенностями. Что делать, если вы встретили их в кафе, парке, общественном транспорте, как себя вести, как реагировать.
  • Наталья Водянова: "я хочу призвать вас не забывать о журналисткой этике и не называть аутизм и ДЦП болезнями. Это особенности или нарушения развития, но не в коем случае, не болезнь. Это мировой и российский стандарт терминологии. Также неправильно называть человека с аутизмом аутистом." facebook.com + facebook.com
  • У меня вопрос к людям, пишущим про благотворительность. Вы когда-нибудь видели человека, прикованного к инвалидной коляске? Прям прикованного? Прям кандалами? facebook.com
  • 10 правил общения с людьми с инвалидностью tvrain.ru
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Фонд содействия научным исследованиям проблем инвалидности. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи aksp.ru
  • КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПОЖАРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (КГБУЗ "Пожарская ЦРБ") ПРИКАЗ по лечебной деятельности От 11 ноября 2015 г. № 152-о-л О взаимодействии и оказании помощи лицам с ограниченными возможностями luchcrb.ru
  • Продавцов, официантов и менеджеров научат правильному обращению с инвалидами lenta.ru
  • Сергей Прушинский: Нужно избегать стереотипов в общении с людьми с инвалидностью ysia.ru
  • Инвалидный эгоизм ...Или однобокая толерантность. V2.0 disability.ru
  • Про интимное: как сохранить достоинство больного psychologies.ru
  • «Разработка дефиниций и индикаторов о детской инвалидности, свободных от стигмы и дискриминации». Группа экспертов, которая занималась изучением данного вопроса, осуществила выборку национального законодательства, касающегося детей с инвалидностью. Около 40 терминов были признаны экспертами некорректными и дискриминирующими. Основные ключевые термины, нуждающиеся в доработке: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями, недостаток, дефект, умственная отсталость, коррекция, недоразвитие, ограничение жизнедеятельности, отклонение от нормального развития, умственное нарушение, увечье, слабоумие и др. Ляззат Калтаева, председатель Ассоциации женщин с инвалидностью "Шырак", считает необходимым применять к инвалидности правовой подход. К примеру, необходимо переходить от термина "инвалид" к термину "с инвалидностью". "Invalid" - означает не имеющий ценности, "disabled" - неспособный, немогущий, "... with disability" - с ограниченными возможностями. Термин «дефект» рекомендуется заменить на не несущий в себе негативной нагрузки термин «отклонение от общепринятой статистической нормы», являющийся упрощенной перефразировкой определения «дефекта» как «отклонение от определенных общепринятых популяционных стандартов биомедицинского статуса организма и его функций». ombudsman.kz
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МИХАЛЬЧИ ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА. Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова. ЖУРНАЛ: ВЕСТНИК БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. КАНТА. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ Номер: 5 Год: 2015 Страницы: 142-149 УДК: 37.011:001.4 elibrary.ru
  • Правовой статус людей с ограниченными возможностями gorkilib.ru
  • 2014 г
  • 11 разных определений инклюзии: хорошие, плохие и ужасные | Особые переводы. specialtranslations.ru 11 Different Definitions of Inclusion: The Good, The Bad and The Ugly friendshipcircle.org
  • Всемирный экономический форум опубликовал эссе по вопросам этических норм и принципов для современных СМИ – Norms and Values in Digital Media: Rethinking Intellectual Property in the Digital Age. weforum.org
  • Уроки этикета люди с инвалидностью
  • Надо ли называть инвалидов политкорректно? morpekh.livejournal.com
  • Как правильно вести себя с инвалидами interfax.by
  • Medical Terms
  • Disability Training Manual - Пособие для обучения по инвалидности unescap.org
  • Софронова Т.В. Инвалидность как правовая категория: история эволюции понимания термина // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2014, № 3. - С. 160-164
  • Часть I. Исторический аспект взаимоотношений лиц с физическими недостатками и общества в течение XVI – нач. XX ст. spirehab.com
  • Лекция 27. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ. Инвалидность как социальная проблема
    Многофакторный анализ социального состояния инвалидности позволяет сделать вывод, что:
    с экономической точки зрения — это ограниченность и зависимость, вытекающая из слабой трудоспособности или из нетрудоспособности;
    медицинской точки зрения — длительное состояние организма, ограничивающее или блокирующее выполнение им обычных функций;
    правовой точки зрения — статус, дающий право на компенсационные выплаты, другие меры социальной поддержки, регламентируемые нормами национального или регионального законодательства;
    профессиональной точки зрения — состояние затрудненной, ограниченной возможности трудоустройства (или состояние полной нетрудоспособности);
    психологической точки зрения — это, с одной стороны, поведенческий синдром, а с другой — состояние эмоционального стресса;
    социологической точки зрения — утрата прежних социальных ролей, невозможность участвовать в реализации стандартной для данного общества совокупности социальных ролей, а также стигматизация, наклеивание ярлыка, предписывающего инвалиду определенное, ограниченное социальное функционирование. studme.org
  • Комментарии ярче основного текста. facebook.com Николай Назаркин
    Не раз слышал от разных хороших людей, что они не знают, как вести себя с инвалидами. Решил написать маленькую шпаргалочку по собственному опыту, может кому поможет.
    Как разговаривать с человеком на костылях и в инвалидной коляске. 8 простых советов.
    1. Ваше лицо должно быть на одном уровне с собеседником. Разговаривать снизу вверх элементарно неудобно. Если человек на коляске – присядьте и вы. На стул, угол стола, диван... Только не на корточки! Взрослый на корточках – жалкое зрелище в подавляющем большинстве случаев.
    2. «Спасибо, я пешком постою». Не настаивайте даже на том, что вам кажется очевидным. Люди на костылях часто стоят, даже если есть возможность сидеть. По разным, но всегда веским причинам. Это может быть, например, потому, что при конкретном недуге нужно давать нагрузку на ноги, а может быть и потому, что элементарно трудно/больно, скажем, вставать, так что и садиться на 5-10 минут совсем не хочется. Один раз предложили в рамках общей вежливости, и хватит.
    3. Если есть сопровождающий, все равно обращайтесь к самому инвалиду. Особенно это важно для детей. Ребенку-инвалиду и так видно, что с ним общаются особенным образом, но хотя бы общаются. В этом поможет первый совет – взгляд не будет «перепрыгивать» через коляску на взрослого, вам же самим будет легче. Не волнуйтесь, мама/волонтер/тьютор/кто-там-еще-может-сопровождать в стороне не останутся. И, добавлю, они знают пределы компетенции конкретного инвалида просто в силу опыта.
    4. Не стоит отводить глаза от костылей и коляски. Наоборот, если вам интересно – рассматривайте их открыто. Коляска и костыли в данном случае ничем не отличаются от обуви или аксессуара. Вы же хвалитесь босоножками, часами и прочими пуговичками. Или, еще ближе, роликами и сноубордами? Коляска с костылями зачастую покруче любых роликов будут. Глупо думать, что инвалид их стесняется. Стесняетесь как раз вы, и тут уже происходит обратная реакция: хочется спрятать костыли, чтобы не смущать народ. Но может лучше прямо спросить, зачем тут вот та хромированная фигня и как оно работает?
    5. Не нужно спрашивать «что с тобой случилось?». Во-первых, не всегда хочется об этом говорить, а во-вторых, не всегда возможно коротко и ясно объяснить. По разным причинам. Иногда в диагнозе на тридцать слов пять общеупотребительных, и те – предлоги. Иногда диагноз звучит «смешно». Для дураков, конечно, но где ж от них спрячешься. Да и получи вы ответ – что вы будете с ним делать?
    6. Не стоит сходу рассказывать о том, как вы в прошлом году ломали ногу, а у вашей кумы в Крыжополе воспаление среднего позвонка. Это нормальная реакция, это инстинктивная попытка «навести мосты», но следовать инстинктам в данном случае не нужно. Хотя бы потому, что – а что на такое отвечать? «Угу» – как-то невежливо, «сочувствую» – фальшиво. Ни вы его, инвалида, не знаете, ни он вас. Пока, во всяком случае. Нет, может быть вы подружитесь и будете всем делится, это прекрасно. А пока – пока начните как со всеми, просто с вопросов и попыток узнать друг друга.
    7. Не нужно хвататься за коляску или костыли без явной и четкой просьбы. Коляска и костыли, напомню, относятся к личным предметам, как одежда, обувь и аксессуары. Вам бы понравилось, если бы в разговоре вас бы взяли за воротник, потрогали брошку, начали бы пуговицы застегивать? Вот и оставьте в покое, надо будет – человек скажет.
    8. Самое главное – это руки. Как ни странно, у человека на коляске или на костылях руки заняты куда больше, чем ноги. Просто подержать что-то, передать или взять с собой часто бывает невозможно. Или очень ограничено – то, что удержится на коленях или в одной руке. Именно поэтому, кстати, мы не используем зонтики. Даже если костыль один. Зонтик в другой руке, а дальше что?
    facebook.com
  • В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид pedagog-social.ru
  • 2013 г
  • Как правильно и корректно сегодня называть инвалидов? tema.livejournal.com
  • Тема инвалидности требует единой терминологии в СМИ, считают эксперты ria.ru
  • Испытывают ли люди дискомфорт при общении с людьми с инвалидностью? neinvalid.ru
  • Мультимедийный онлайн-семинар на тему: "Освещение темы инвалидности в СМИ" для журналистов, пишущих о людях с ограниченными возможностями здоровья pressria.ru
  • Культура общения с людьми с инвалидностью: краткие рекомендации facebook.com
  • МБУК ЦБС Г. ТАГАНРОГА ЦГПБ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА. Этика общения с людьми, имеющими инвалидность taglib.ru
  • Понятие инвалидности и ее виды. studfiles.ru + Актуальные проблемы взаимодействия инвалидов и общества. studfiles.ru
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» ПРИКАЗ 19 ноября 2013 г. No ОД - 628 г. Черняховск. Об утверждении инструкций при обращении лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» ipc39.ru
  • Даниел Монт Команда по вопросам инвалидности и развития dok.opredelim.com
  • Надо ли называть инвалидов политкорректно? или Жили-были пожилой с пожилою nsad.ru
  • Английская версия глоссария называется "terminology of special education", испанская - "terminologia de la educacion especial", французская - "terminologie de L'education speciale", а русскоязычный раздел определен как "дефектологическая терминология". Можно видеть, лишь в одном случае употребляется определение с корнем "дефект", тогда как во всех остальных - авторы избежали его использования. Действительно, сравнение определений, предложенных в одно время представителями разных государства, позволяет зафиксировать их отличия, однако вывод о том, что одни термины корректнее других будет, на наш взгляд, неправомерным. avkrasn.ru
  • Историческая справка mse74.ru
  • 2012 г
  • Белая трость. Экранизация памятки, разработанной социальными службами
  • Этикет инвалидности. Советы и пожелания. Офис по правам людей с инвалидностью. Минск. disright.org
  • Писать об инвалидности и инклюзии – как? ria.ru
  • Виктория Суковатая. Другое тело: инвалид, урод и конструкции дизабилити в современной культурной критике nlobooks.ru
  • Международный Экспертный совет РИА Новости по проблемам аутизма призван стать гарантом качества информации, публикуемой в рамках проекта "Диагноз, которого нет", посвященного проблемам аутизма в России ria.ru
  • Инвалиды и общество, два взгляда на проблему disability.ru
  • Пресса Британии: Паралимпиада и политкорректность news.bigmir.net
  • Сложности перевода: в Киеве из инвалидов сделали супергероев kp.ua
  • В Швеции поступили в продажу куклы с "детским церебральным параличом" ridus.ru + thelocal.se + disability.ru
    куклы с "детским церебральным параличом"
  • Они рядом: ущербные или другие? pravda.ru
  • Проводится работа для обеспечения зрительского интереса к Паралимпиаде - Козак itar-tasskuban.ru
  • Регулятор счел допустимой шутку Кларксона об уродливых людях lenta.ru
  • Известные южноуральцы докажут, что "плохих" детей не бывает 1obl.ru
  • Правила счастья. Ирина Ясина: «Кто сказал, что жалость - это плохо?» aif.ru
  • Интеграция инвалидов в общество зависит от отношения к ним...ria.ru
  • Инвалидность. У белорусов зашкаливает индекс безразличия news.tut.by
  • Сложность на колесиках. Линор Горалик о неловкости перед инвалидами lenta.ru
  • Британских журналистов научат корректно освещать самоубийства immigrant-press.ru
  • Куклу Барби без волос выпустят для детей, перенесших химиотерапию agulife.ru
  • Кукла Барби как зеркало западной цивилизации ria.ru
  • Стартовал второй этап фестиваля «Смотри на меня как на равного» pravmin74.ru
  • Сыктывкарским школьникам рассказали о правильном подходе к пониманию инвалидности komiinform.ru
  • Спорный способ лечения детей-инвалидов все больше завоевывает популярность expert.ru
  • Если на Красной площади инвалид, значит, милостыню просит? kp.ru
  • Уровень толерантности десятиклассников Приморья существенно разнится: высокая этническая терпимость соседствует с социальной нетерпимостью trud-ost.ru
  • Материал Trend Life стал победителем конкурса Гуманитарного детского фонда "Бута" trend.az
  • Недоношенные дети обречены на инвалидность? i-gazeta.com
  • Постнатальный аборт: зачем ребенку жить? news.katolik.ru
  • ЖДите ответа itogi.ru
  • В школах Нью-Йорка запретили 50 неполиткорректных слов aif.ru
  • Le cinquanta parole vietate ai minori nelle scuole Usa del … repubblica.it
  • City avoids placing taboo topics (that kids may actually know about) … nypost.com
  • W-O-S подсмотрел за жизнью ампути и их поклонников http://w-o-s.ru/visual/amputi/index.html
  • Глоссарий:
  • Ампути — инвалид с ампутированной конечностью.
  • Воннаби — обозначение человека, имитирующего внешние признаки субкультуры, но не погруженного в нее глубоко.
  • Девоти — человек, восхищающийся красотой людей с ампутированными конечностями.
  • Претендер — человек, который притворяется кем-то другим, в данном случае имитирующий отсутствие у себя какой-либо конечности, чтобы быть похожим на ампути.
  • Фантомные боли — ощущение боли, возникающее в утраченной конечности или в конечности, которая не чувствуется с помощью обычных ощущений. Данное явление практически всегда связано со случаями ампутаций.
  • Это далеко не первый случай в мировой практике, когда государство запрещает нейтральные, на первый взгляд, слова.

    В 2009 году в Европарламенте были запрещены обращения "мисс" и "миссис", так как, по мнению правозащитников, они могут оскорбить достоинство женщины. В текущем году во Франции по той же причине под запрет попало слово "мадемуазель".
    В 2011 году в одной из школ Британии родители запретили педагогам говорить своим подопечным "Будь здоров!". В буквальном переводе с английского "God bless you!" переводится как "Благослови тебя Господь!", что якобы звучит непривычно для детей, воспитывающихся в атеистических традициях.
    В марте текущего года власти Великобритании решили запретить использование в официальных документах терминов "муж и жена". Их нужно будет заменять нейтральными "супруги" и "партнеры". Реформа проводится в рамках кампании по легализации однополых браков, также под запрет могут попасть слова "мать" и "отец".


    Список запрещенных в Нью-Йорке слов уже разослан составителям тестов. Тесты призваны оценить способность школьников размышлять и рассуждать.
    kommersant.ru
  • Обучение персонала спортивных сооружений этике общения с людьми с инвалидностью eureka-pro.ru
  • Слово инвалид оскорбительно? vk.com
  • Особенности национальной инвалидности ru.exrus.eu
  • РЕБЕНОК С ОВЗ: МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ edu-open.ru
  • 2011 г
  • Антиинвалид disability.ru
  • DIVHANDI - Инвалидность, права человека, автономность инвалидов, пособие для взрослых инвалидов ru.france-sante.org
  • Украина - Теперь в законодательстве понятие "инвалид" - социальное, а не медицинское hvylya.org
  • Михаил Галустян: Раньше не понимал, как шутить про инвалидов versia.ru
  • До чего доведёт европейская политкорректность? ng.by
  • А ты живи и мучайся. Православный взгляд на людей с физическими недостатками kp.ru
  • Звезда отечественного спорта Светлана Левина: «Моя неподвижность не помеха семейному счастью» kp.ru
  • Милостыня — преступление, а не добродетель tv21.ru
  • Политкорректность на марше: лекторам Кембриджа рекомендовано не пожимать рук мусульманам newsru.co.il
  • Премия Дарвина 2011 года присуждена инвалиду-колясочнику из Южной Кореи. У него перед самым носом закрылись двери лифта from-ua.com
  • Изменение отношения к инвалидности в процессе исторического развития общества knigilib.net или studik.net
  • Али Аз-зАхр Ани. Забота об инвалидах в исламе. Перевод с арабского и примечания: А.Салахова sunnahouse.com
  • Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья. Живицкая А.И., кандидат педагогических наук, специалист Комитета по образованию администрации Тихвинского района Ленингадской области psyjournals.ru + psyjournals.ru
  • 2010 г
  • Как правильно вести себя с инвалидами cpi.by
  • Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном 05.04.2010 - часть 1
  • Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном 05.04.2010 - часть 2 youtube.com
  • Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном 05.04.2010 - часть 3 youtube.com
  • Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном 05.04.2010 - часть 4 youtube.comm
  • Горячий вечер с Тиграном Кеосаяном 05.04.2010 - часть 5 youtube.com
  • Gary Karp, author disabilities (Part 1 of 3) youtube.com
  • Gary Karp, author disabilities (Part 2 of 3) youtube.com
  • Gary Karp, author disabilities (Part 3 of 3) youtube.com
  • Gary Karp on Juggling & Disability youtube.com
  • Disability and Sexuality with Gary Karp youtube.com
  • Gary Karp youtube.com
  • Гандикап — представляет собой состояние, при котором сочетание физических, умственных, психологических и/или социальных качеств или процессов затрудняет приспособление человека, не позволяя ему достичь оптимального уровня развития и функционирования. Полезно отличать инвалидность — физический или психический дефект, нарушающий функционирование индивидуума, от гандикапа — определенного комплекса социальных и психологических реакций на это состояние. К сожалению, в литературе во многих случаях это различение не используется и два термина употребляются как взаимозаменяемые. Мы проводим такое разграничение и делаем акцент на том, что инвалидность не обязательно включает в себя гандикап. belogurova.ru
  • Инвалидность с точки зрения современного международного права Disability in the View of Modern International Law Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки». Лыхина Т. А. Журнал Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск № 2 / 2010 Коды ГРНТИ: 10 ВАК РФ: 12.00.00 УДK: 34 cyberleninka.ru http://cyberleninka.ru/viewer_images/14511090/p/1.png + http://cyberleninka.ru/viewer_images/14511090/p/2.png + http://cyberleninka.ru/viewer_images/14511090/p/3.png + http://cyberleninka.ru/viewer_images/14511090/p/4.png + http://cyberleninka.ru/viewer_images/14511090/p/5.png
  • "Особые" или все-таки инвалиды? osoboedetstvo.ru
  • Смычёк В.Б., Полуянова И.Е., Северин Г.С. Синдром социальной компенсации как новое понятие в медико-социальной экспертизе граждан Республики Беларусь. Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минской городской медико-реабилитационной экспертной комиссии mednovosti.by
  • Как общаться с инвалидами? medpnz.ru
  • 2009 г
  • Терминология Российского законодательства, регулирующего нормы права в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения novodostup.ru
  • Слабо убрать "инвалид" из обращения? disability.ru
  • Культура общения: язык и этикет znaem-mozhem.ru
  • Пособие по независимому образу жизни для инвалидов spinaltraumalife.com
  • Люди с ограниченными физическими возможностями:  Язык и этикет vaosport.ru
  • Этика общения с людьми, имеющими инвалидность, в вопросах и ответах nokkii.ru
  • Почему нельзя говорить "инвалид, слепой, глухой... forum.na-svyazi.ru
  • 2008 г
  • Человек маленького роста - Кто он? disability.ru
  • Теоретическая тема о приемлемости терминологии в адрес Инвалида disability.ru
  • Во многих странах Европы термин «инвалид» не употребляется. В терминологии ВОЗ принят термин «дезабильные лица», т.е. индивиды, которые имеют то или иное ограничение жизненных функций. Инвалиды — это часть дезабильных лиц с наиболее выраженными ограничениями [4]. В 1988 году была создана Международная статистическая база данных учета дезабильных лиц (Inernational Disabiliti Statistics Base). В нее вошли данные из 55 стран мира. Страны СНГ своих данных не подавали. С 1992 года показатели по отдельным заболеваниям учитываются и разрабатываются отдельно для детского и взрослого населения. С этого времени получили распространенность термины «дети-инвалиды» и «детская инвалидность» mif-ua.com
  • Если посмотреть на тенденции политкорректного языка, станет заметно, что слова в нем все время меняются, через определенное время политкорректное слово тоже становится обидным и его заменяют другим словом: invalid – handicapped – disabled – differently-abled. Почему так происходит? Филологи считают, что причина постоянного обновления слов политкорректного языка в том, что обидны людям не сами слова, и не сами по себе слова негативны. Негатив содержит наше человеческое отношение к тому, что стоит за словами, и раз мы так относимся к инвалидам, то любое слово через какое-то время станет обидным и его придется менять pravmir.ru
  • 2007 г
  • Forc,a de vontade e determinac,a~o youtube.com
  • Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития universalinternetlibrary.ru
  • Дети-инвалиды теперь именуются ‘лицами с ограниченными возможностями здоровья’. Этот термин используется Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и считается более гуманным и емким paveln.spb.ru
  • 2006 г
  • Вопрос по dis-этикету disability.ru
  • Идиотские вопросы, тыканье пальцами на улице disability.ru
  • Работа со средствами массовой информации aupam.ru
  • "Когда родители узнают о каких-либо серьёзных проблемах в развитии их ребёнка, особенно если им говорят, что ребёнок будет инвалидом..." - "не упускать драгоценное время и заняться в первую очередь воспитанием ребёнка..." ("Вы не одиноки". В.Д. Озеров.) ssoh1svetlin.edusite.ru P.S. Статья была написана в середине 90-х, как результат раздумья над судьбой своей семьи, и была напечатана в сборнике "Как победить судьбу" Петербург 2000 г.

Некоторые рекомендации, касающиеся правил хорошего тона, особенно при беседах с инвалидами.

Эти материалы в адаптированном виде взяты из работы victor Pineda, «Portraying people with disabilities in the media», Landmine Survivors Network Media Advocacy Handbook (Disability Media Institute, 2006)

В целом...

› пожмите руку при представлении кому-либо, кто является инвалидом, если рукопожатие является приемлемым с культурной точки зрения. Люди с ограниченными функциональными возможностями рук или с искусственными конечностями обычно обмениваются рукопожатиями;
› разговаривайте непосредственно с этим человеком, а не с сопровождающими его людьми;
› важное значение имеет словоупотребление. Избегайте таких слов и выражений, как “калека”, “жертва”, “бедняга”, “бедолага”, “страдалец”, “нормальный”, “больной” или “прикованный к инвалидной коляске”. Избегайте чрезмерно частого употребления таких слов, как “мужественный”, “отважный” или “достойный восхищения”. В соответствии с Конвенцией можно употреблять такую терминологию, как “инвалиды” или “люди с ограниченными возможностями”; “права инвалидов” или “права лиц с ограниченными возможностями”. В Конвенции используются понятия “психические нарушения” и “интеллектуальные нарушения”, хотя некоторые предпочитают использовать понятие “психосоциальные нарушения”. Если инвалид предпочитает пользоваться определенной терминологией, уважайте его пожелания, если только это не будет сочтено пренебрежительным или унижающим достоинство;
› не стесняйтесь употреблять такие фразы, как “я понимаю, что Вы имеете в виду” или “я слышу, что Вы говорите”, “сюда, пожалуйста” или “мне надо бежать, я опаздываю”. Это обычные выражения, и они вряд ли будут оскорбительны;
› если вы предлагаете помощь, дождитесь, когда она будет принята;
› узнайте о потребностях людей, прежде чем встретиться с ними. Если человек находится в инвалидной коляске, постарайтесь найти помещение с пандусовым доступом. Если человека кто-то сопровождает, найдите достаточно большое помещение и для него тоже;
› проводите беседы таким образом, чтобы внимание заострялось на осуществлении прав, а не на инвалидности;
› не исходите из того и не ведите себя так, как будто инвалиды - это герои или мужественные люди только потому, что они инвалиды. Это лишь подчеркивает их особенность. Инвалиды имеют те же достоинства и недостатки, что и неинвалиды

Беседуя со слабослышащими или глухими людьми...

› привлеките внимание этого человека, тронув его за плечо или помахав ему рукой;
› воспользуйтесь услугами сурдопереводчиков, беседуя с теми, кто пользуется языком жестов;
› обращайтесь не к переводчику, а непосредственно к этому человеку;
› беседуя с кем-то с частичной утратой слуха, задайте вопрос о том, где вам лучше сесть;
› если человек читает по губам, смотрите непосредственно на него и говорите медленно и четко. Не утрируйте движения губ и не кричите. Будьте экспрессивными, поскольку мимика лица, жесты и телодвижения помогут этому человеку понять Вас;
› расположитесь напротив источника света и, разговаривая, не подносите руки или пищу ко рту.

Беседуя с людьми, имеющими дефекты зрения...

› обязательно представьтесь сами и представьте любого другого человека, кто может присутствовать;
› предлагая обменяться рукопожатием, озвучьте ваше намерение;
› предлагая сесть, положите руку собеседника на спинку или ручку сиденья;
› совершая какое-либо движение или намереваясь завершить разговор, дайте об этом знать;
› поинтересуйтесь, не нуждается ли этот человек в информации на шрифте Брайля или в каком-либо особом физическом приспособлении, если беседа ведется не в помещении, знакомом для собеседника (цифры на шрифте Брайля в лифте, контрастные тона на ступенях и т.д.).

Беседуя с людьми, имеющими дефекты речи...

› по возможности задавайте короткие вопросы, требующие коротких ответов;
› не делайте вид, что все понимаете. В случае необходимости постарайтесь перефразировать свои вопросы;
› можете ли вы воспользоваться услугами сурдопереводчика или покрыть на него расходы для собеседника?

Беседуя с людьми, пользующимися инвалидной коляской или костылями...

› не облокачивайтесь на инвалидную коляску. Она составляет часть личного пространства этого человека;
› по возможности сядьте или разместитесь на уровне глаз человека, с которым Вы беседуете;
› убедитесь в том, что место для беседы является доступным.
Проверьте:
наличие стояночных мест, зарезервированных для инвалидов;
наличие рампы, пандуса или входа без ступенек;
наличие доступных туалетов;
наличие лифта в случае, если беседа проводится не на первом этаже;
наличие водоохладителей и телефонных аппаратов, расположенных достаточно низко для тех, кто пользуется инвалидной коляской
› если с местом встречи имеются какие-то проблемы, заранее сообщите об этом собеседнику. Обсудите с ним проблемы недоступности и в случае необходимости составьте альтернативные планы.

Беседуя с теми, кто имеет интеллектуальные нарушения...

› выделите достаточно времени для беседы;
› говорите четко, пользуйтесь простым языком, разъясняйте технические понятия и в случае необходимости перефразируйте Ваши вопросы;
› задавайте короткие, но точные вопросы, и уточняйте потребности/нужды;
› заранее подумайте о том, не может ли потребоваться этому человеку информация в доступных форматах, например: переведите документы на как можно более простой язык, пользуйтесь картинками или рисунками и т.д. Печатная продукция должна быть набрана крупным шрифтом с двойным интервалом;
› если Вашего собеседника кто-то сопровождает: обращайтесь не к сопровождающему, а непосредственно к собеседнику;
поинтересуйтесь у собеседника, можете ли вы задавать вопросы сопровождающему, если это потребуется;
предложите сопровождающим присутствовать во время беседы, но уточните, что они не должны оказывать влияние на собеседника.

Источник: "Наблюдение за осуществлением Конвенции о правах инвалидов. Руководство для наблюдателей в области прав человека." ohchr.org

  • 2000 г
  • Взаимодействие журналиста и инвалида imyvmeste.narod.ru - Центр подготовки журналистов, пишущих о проблемах людей с ограниченными возможностями создан при Нижегородском филиале Университета российской академии образования
  • Брошюра "Инвалиды: Язык и этикет" была составлена по американским и британским источникам. В частности рекомендации для работодателей, разработанные на британском форуме по проблемам трудоустройства инвалидов (DisabilityEtiquette.Employers’ ForumonDisability, 1996) и в Дербиширском Центре Интегрированной жизни (DCIL), а также рекомендации, разработанные американскими организациями для государственных служащих. Однако перед публикацией на русском языке мы консультировались с нашими коллегами из различных организаций инвалидов: Всероссийского общества инвалидов, организаций "Равенство" (Самара), "Инватур" (Нижний Новгород), "Танюша" (Тверь), "Душа человека" (Москва), Московской Ассоциации родителей детей с нарушением слуха, Московского общества рассеянного склероза, организации "Родители инвалидов по зрению, Новосибирской региональной библиотеки для незрячих и слабовидящих", Краснодарской организации инвалидов "Надежда". Пользуясь случаем, выражаем им нашу искреннюю благодарность за помощь. В процессе этой работы брошюра была существенно изменена и расширена. Кроме того, при составлении брошюры, мы пользовались сборником "Как общаться с инвалидами", выпущенным в 1992 г. журналом "Преодоление", статья ми А. Графова "Что нужно знать слепым и зрячим при взаимных контактах" (Новосибирск, 1992) и "О прописных истинах общения слепых и зрячих" (Журнал ВОС "Наша жизнь", No 4-5, 1998, с. 31). sochi-schools.ru
  • РООИ Перспектива - Инвалиды - язык и этикет - брошюра perspektiva-inva.ru (2000г Данная таблица частично изменена и дополнена в силу российских реалий. Оригинал : newcastle.gov.uk)
  • Особенности различных видов инвалидности perspektiva-inva.ru
  • Этика общения с людьми, имеющими инвалидность, в вопросах и ответах
  • Язык и этикет - инвалидов rusichi.lact.ru ( основано на Disability Etiquette. Employers’ Forum on Disability, 1996 )
  • Терминология и этикет aupam.narod.ru
  • Общение с калеками и инвалидами expert.urc.ac.ru
  • Право на уродство perevodika.ru
  • Израильские новости Установлен памятник художнице-инвалиду (фото) isra.com

Нормативные документы, оперирующие терминами "инвалид", "с ограниченными возможностями здоровья" и т.д.

Тип документа Название документа
Международные Декларации и Конвенции
  • (m1) Конвенция о правах инвалидов (Convention on the Rights of Persons with Disabilities) un.org + docs.cntd.ru
  • (m2) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities) un.org
  • (m3) Всемирная программа действий в отношении инвалидов (World Programme of Action concerning Disabled Persons) un.org
  • (m4) МКФ Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICF International Classification of Functioning, Disability and Health) who.int, who-fic.ru
  • (m5) МСДИН Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности (World Health Organization, International Classification of Impairments, Disabilities, and Handicaps: A manual of classification relating to the consequences of desease. Geneva, 1980) who.int
  • (m6) Декларация прав инвалидов (Declaration on the Rights of Disabled Persons) un.org
  • (m7)КОНВЕНЦИЯ N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (CONVENTION No. 159 CONCERNING VOCATIONAL REHABILITATION AND EMPLOYMENT (DISABLED PERSONS)) docs.cntd.ru
  • (m8) Декларация прав умственно отсталых лиц (Declaration on the Rights of Mentally Retarded Persons) un.org
Федеральные законы
  • (f1) 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f2) 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f3) 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f4) 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f5) 383-ФЗ О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год docs.cntd.ru
  • (f6) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ 2015) docs.cntd.ru
  • (f7) Налоговый кодекс Российской Федерации docs.cntd.ru + docs.cntd.ru
  • (f8) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях docs.cntd.ru
  • (f9) 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f10) О физической культуре и спорте в Российской Федерации docs.cntd.ru
  • (f11) Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы docs.cntd.ru
Государственные стандарты
  • (g1) ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья base.garant.ru
  • (g2) ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) garant.ru
  • (g3) ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения (Social service of the population. Terms and definitions) docs.cntd.ru
  • (g4) ГОСТ 32613-2014 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования (Tourist services. Tourism services for disabled people. General requirements) docs.cntd.ru
  • (g5) ГОСТ Р 53059-2014 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам (Social services of the population. Social services to the disabled persons) docs.cntd.ru
  • (g6) ГОСТ Р ИСО 9999-2014 Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология ГОСТ Р ИСО 9999-2014 Группа Р20 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Классификация и терминология. (Assistive products for persons with disability. Classification and terminology) ОКС 11.180.01 ОКП 94 0100 Дата введения 2016-01-01 docs.cntd.ru
  • (g7) ГОСТ Р 54406-2011 Пандусы, установленные на транспортных средствах, для пользователей кресел-колясок и людей с ограниченной подвижностью. Требования безопасности и испытания docs.cntd.ru
Ведомственные приказы и методические рекомендации  
Мир равных возможностей 2012Социальный иNNтернет 2011Социальный иNNтернет 2010В 2010 и 2011 гг автор сайта награждён Дипломом фестиваля нижегородских социальных сайтов «Социальный иNNтернет»
В 2012 г автор сайта награжден Специальным призом Фестиваля социальных интернет-ресурсов «Мир равных возможностей»

sexability.rusexability.ru
- Танцы, инвалидность и секс без сальных шуток и оглядок на толерантность

sexability.ru - дайджест сайтов. Все гиперссылки ведут на сторонние ресурсы, доступные через Российских интернет-провайдеров, следовательно, не признанные Российскими судами, как сайты, нарушающие Закон.

sexability.ruВсе вышеприведенные комментарии и классификация ресурсов отражают только личную точку зрения автора. Предложения изменить или дополнить текст, а также добавить ссылку будут рассмотрены по мере возможности
Copyright © 2011-2017. Авторские права не защищены, но имейте совесть. WebMastering AnisNN